Еще в 2006 году первые исследования психолога Йоркского университета Канады Рэймонд Мэр и профессор когнитивной психологии Университета Торонто Кот Уотли доказали: люди, которые часто читают художественную литературу, более коммуникабельны, лучше воспринимают эмоции окружающих и способны оценивать то или иное явление с нескольких точек зрения. В 2010 году было опубликовано подобное исследование, но оно касалось восприятия детей. Оказалось, что активные читатели лучше понимают других людей. Здесь ученые отмечают именно на так называемом «глубоком» чтении.
Сегодня печатная книга все больше конкурирует с электронной, а «глубокое» чтение уступает «клиповом». Психолог Виктор Нелл утверждает, что «глубокое» чтение напоминает своего рода гипноз: если книга нравится, человек читает ее медленнее, задумывается над значением слов, активизирует воображение. Психологи убеждены, что при «клиповом» чтении же люди не вдумываются в текст, даже не всегда вчитываются, а лишь поверхностно просматривают слова.
Ученые подчеркивают, что лучше всего для «глубокого» чтения подходят именно печатные книги, а не онлайн-издание. Ведь в традиционной бумажной книге отсутствует возможность гиперссылок, нет ограничения во времени и месте чтения, что дает возможность сосредоточиться на самом содержании книги, а не других факторах, которые могут отвлекать читателя.
Последнее исследование, осуществленное британскими учеными в начале 2015 года, показывает, что и взрослые, и дети все чаще используют именно электронные книги. Среди 34910 читателей в возрасте от 8 до 16 лет только 28% читают ежедневно печатные книги, а 39% - пользуются электронным вариантом издания.