ua Переходь на українську
Каталог товаров
Лучшие книги для знакомства с окружающим миром – серия развивающих книг про Бодю
18.07.2023
Рекомендуем почитать

Представляем нашим читателям новую книгу серии «Я играюсь, я учусь», о приключениях маленького Боди в селе.

Для рецензии на новую книгу «Бодьо в селе» мы привлекли эксперта издательства «Час мастеров» и психолога, мать двух сыновей ЧЕРНОКИРЫЛЮК ЛАРИСУ.


 

Книжечки, созданные Мартой Галевской-Кустра и нарисованные Йоанной Клосс полностью отвечают требованиям к литературе для детей раннего и дошкольного возраста с учетом современных психологических знаний – как визуально, так и по содержанию.

Основными задачами языково-развитой детской литературы для малышей этого возрастного периода можно считать цель заинтересовать книгой, создать желание повторять и возвращаться к книге, делая повторение своеобразным семейным эмоциональным положительно заряженным и полезным ритуалом – то есть научить ребенка с помощью близкого взрослого , получать эстетическое и коммуникативное удовольствие от взаимодействия с ней и друг с другом благодаря ей.
Очень разумным и удобным в пользовании этой книгой в течение длительного времени в семьях с одним ребенком или с детьми с соответствующей небольшой возрастной разницей является разделение задач на страницы с указанием маркировки этих задач для возрастных групп детской аудитории: для детей 2-3 лет, и для детей 3-6 лет. Наглядно показывается разница в сложности и направленности этих задач. Где родители могут наблюдать основные принципы обучения ребенка чему-либо – от простого к сложному, преемственность и последовательность в качественном и количественном воспроизведении знаний, использование методик «вопрос – ответ», многократное повторение для закрепления и запоминания, ответ с опорой на картинку и т.п. . В то же время такая «возрастная» компоновка задач внизу страниц закладывает и дополнительный мотивационный компонент взаимодействия с книгой «Бодя в селе» - и для родителей, и для детей – постоянно видеть зону ближайшего своего развития, но знать о том, чего не нужно требовать от ребенка, что рано для ее возраста и его функциональной нервно-психической зрелости. Кроме того, во введении для родителей автор дает однозначное объяснение целям предлагаемых в книге задач внизу страниц, из чего родители могут сразу понять разницу между коррекционно-развивающими целями этих задач. А именно, одни из них направлены на развитие интеллектуальной активности ребенка – в таком случае развитие понимания ребенком текста. Эти задачи соответственно начинаются со слов, «покажи как…?». Вторые — для развития именно речевой активности ребенка, и эти задачи начинаются со слов «Расскажи…». Такой простой и наглядный пример позволяет родителям понять разницу между вопросами внизу страниц и выбирать задачи в соответствии со своей собственной целью.

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Иллюстратор Йоанна Клосс создала много рисунков, которые служат своему основному предназначению – привлечь внимание ребенка к действиям, которые можно делать с изданием в этом возрасте – листать страницы, рассматривать рисунки, слушать взрослого, который в это время читает и показывает то, что напечатано на этом развороте, связывать услышанное с нарисованным, воображать образы и сюжетные ситуации, запоминать, связывать услышанное и увиденное со своим собственным небольшим, но реальным жизненным опытом, узнавать свои собственные переживания и мысли в подобных ситуациях, радоваться от найденных признаков тождества , родства, чувствовать близость, принятие, действенную поддержку, иметь полезные подсказки и позитивные наставления для развития умственных, эмоциональных и коммуникативных, социальных навыков, необходимых для реализации своего полноценного будущего, создают у ребенка тот самый контур безопасности, в котором особенно нуждаются маленькие дети, которые делают первые шаги в познании мира вокруг себя и в попытках называть то, что вызывает эмоциональный отклик и является квинтэссенцией увиденного, услышанного, прожитого, узнанного, одобренного и т.д.

 

 

 В книге «Бодя в селе» Марты Галевской-Кустры в концепции и реализации, в частности, иллюстраций Йоанны Клосс сохранено соответствие основным требованиям к принципам разумной организации сенсорной стимуляции детей в возрасте 2-6 лет, а также с учетом основ современных психологических и дифференциально -возрастных научных знаний, а именно:

1. Иллюстраций, то есть визуального контекста в книге «Бодя в селе» много, их содержит каждая страница. И пропорционально печатному тексту нарисованы образы, сюжеты превалируют.

2. Размер фигур персонажей достаточно велик, контуры не приведены, а построены на контрасте цветов фигур и фонов, что сродни иллюстрации с техникой аппликации, которую обычно так любят дети от 3 до 6 лет в своей творческой деятельности.

3. Фигуры, предметы, сюжеты и их детали просты, лаконичны, не содержат лишней детализации и во многих случаях не содержат отдельных контуров, а элементы изображений как бы переходят друг в друга без ярко выраженных границ. То есть, согласно принятым в психологии нормам интерпретаций проективных рисунков свидетельствует об отсутствии жестких норм и запретов на подсознательном уровне восприятия этих рисунков.

4. Цветовая гамма разнообразная, с преобладанием естественных, тёплых цветов. Сохраненный баланс между яркостью и пастельностью, контрастностью и монохромностью до минимума сведены «опасные» цвета, например, нет доминирования красного или черного или искусственных, неестественных цветов.

5. Геометрически простые очертания фигур персонажей, большое количество деталей в форме круга, пропорционально увеличенный размер головы по сравнению с телом, большие глаза, ресницы персонажей и отсутствие преобладания острых углов в других деталях фигур – все это, а также приятная цветовая гамма работают на создание образов безопасности и атмосферы мирной, спокойной, гармоничной, сбалансированной, стабильной жизни и позитивного впечатления от визуального восприятия рисунков иллюстраций этой книги. Но согласно принятым в психологии нормам интерпретаций проективных рисунков свидетельствует об отсутствии агрессии в образах персонажей.

6. Стилистика как бы нарисованных от руки иллюстраций всегда работает на создание более привлекательного, положительного, теплого эмоционального переживания по сравнению с иллюстрациями, очевидно, синтезированными компьютерными программами. По своему назначению, психологической нагрузке, смыслу и содержанию иллюстрации «Боди в селе» воспроизводят и повторяют, так сказать, антиурбанистическое, приближенное к самой природе содержание этой книжечки.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Структура книги выдает направленность ее, прежде всего сначала на родителей ребенка и отражает прежде операционную сторону пользования ею:

1. Переплет, кроме привлекательного т.н. «детское» изображение на обложке главного героя серии Бодю на фоне ассоциативно связанных с деревенской жизнью деталей, содержит сжатый информационно-справочный текст, адресованный взрослым, выбирающим книгу для чтения своему маленькому ребенку. Это информация о назначении книги, о содержании, пользе, истории создания и автора, о рекомендациях и принадлежности к серии таких книг.

2. Введение только для родителей со знакомством с персонажами и продуманной и удобной инструкцией для родителей, как лучше работать с книгой, чтобы получить пользу и удовольствие, а также предостережения против ложных действий и предвзятого отношения к этому процессу, которые могут навредить привлечению ребенка к чтению и обучение через эту книгу, а также акцентированные и описанные важные видимые признаки достижения успешного развития, по которым родители могут самостоятельно оценить качество совместной с ребенком деятельности по знакомству с темой, обучению новых слов и развитию его речи.

3. Далее страницы имеют унифицированную, повторяющуюся от страницы к странице шаблонную структуру: 70-80 процентов страницы отведено под зарисовку к теме текста; верхняя часть страницы отведена к небольшому количеству простых предложений на тему, составленных по простейшему строению, например, «подлежащее – сказуемое – обстоятельство», что соответствует возрастной норме как лучший вариант развития речи детей этого возраста; нижняя часть страниц тоже стабильно повторяется, что помогает и детям быстрее запоминать, и родителям проще систематически заниматься с ребенком развитием его речи, а именно – левая нижняя часть для детей 2-3 лет «Покажи» и «Скажи» с напоминанием что нет должен делать взрослый за ребенка, и дело внизу – для детей 3-6 лет более усложненные задачи – «Покажи», «Покажи по очереди», «Расскажи», которые уже не только направлены на развитие речи ребенка, но и вообще имеют более важное значение для ребенка предшкольного возраста - обучают ребенка учиться в целом - воспроизводить образец, в таком случае предлагаемый и стимулируемый близким и значимым для ребенка взрослым, а значит, имеет большее значение и на эмоциональном, и на мотивационном, и на коммуникативном и социальном уровне , и даже, на духовном уровне по сравнению с тем, если бы то же делал незнакомый ребенку взрослый человек.

4. Последние два разворота как итог всей темы содержат по-прежнему говорившие «задания со звездочкой»: кроме задач на повторение и для контроля понимания ребенком есть задачи на развитие внимания, памяти и мышления, стандартного для этого возраста типа и зарекомендовавших свою действенность.

 

 

Итак, систематические совместные чтения-занятия по книге из серии о Боде «Бодя в селе» преследуют цель не только развитие речи ребенка – организованное, реализованное и, так сказать, осуществленное при непосредственном участии и под контролем родителей, но и преследующее цель. более конкретное и важное значение – создание через положительную и поощрительную атмосферу и форму игры определенного семейного ритуала из совместно и полезно проведенного времени с ребенком, результатом которого станет любовь ребенка ко времени, проведенному вместе, вероятно – его последующая приверженность чтению, книгам и очевидно будет мотивировать самого взрослого к такому варианту общего – полезного и интересного, в то же время приятного вместе с ребенком процесса познания и создания у него основ для появления любви к обучению в широком смысле этого слова.

 

Просмотреть серию «Я играюсь, я учусь» можно тут!

 

Товары из этой статьи
Бодьо в селі
Марта Галевская-Кустра
550,00
Спиннер
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Поделиться: